Как выбрать CRM систему для управления бизнес-процессами?
В настоящее время на рынке представлено огромное количество самых разнообразных CRM систем на выбор для управления бизнесом. Все они отличаются набором функций, рабочими опциями и предназначением. Одни CRM решения больше подходят для отделов продаж, другие — для маркетинговых служб, третьи — для телекоммуникационных организаций.
Правильно выбрав CRM систему, можно охватить как весь спектр функционала и решений, так и использовать узконаправленные программы. В любом случае, внедрять первую попавшуюся CRM систему было бы большой ошибкой.
Прежде чем приступить к выбору CRM системы для управления бизнесом, а тем более к ее тестированию и апробации, менеджменту следует тщательно проработать и зафиксировать текущие проблемы компании и на этой основе сформировать цели, решения и желаемые результаты. Вы должны четко понимать, куда вы движетесь и чего хотите достичь.
Алгоритм выбора CRM решения для управления бизнесом
- Определите цели и ожидаемые результаты от внедрения системы CRM.
- Рассчитайте возможный бюджет на ее внедрение и эксплуатацию.
- Определите перечень CRM решений, подходящих под ваши цели и бюджет.
- Приступайте к тестированию выбранных CRM систем.
Если задача по внедрению CRM системы не является приоритетной, то вы вполне можете себе позволить методично исследовать весь список программ и выбрать CRM решение, наиболее полно удовлетворяющее запросы компании.
Если же временной ресурс ограничен, на любой из стадий данного алгоритма выбора CRM системы для управления бизнесом возможно привлечение стороннего консультанта.
На выбор CRM системы могут оказать влияние:
- Удобство интерфейса, эргономика и доступность системы для понимания пользователей.
- Облачная система или установка программы на корпоративный сервер.
- Интеграция CRM с другими системами компании.
- Возможность удаленной работы.
- Стоимость CRM программы.
Рассмотрим эти критерии подробнее. При выборе CRM системы для управления бизнесом очень часто решающее значение имеет именно удобство и эргономика программы.
Важно, чтобы интерфейс программы был понятен и прост, а сотрудникам не приходилось тратить много времени на обучение и переподготовку для пользования решениями CRM системы.
Есть CRM системы, работать в которых можно начинать практически сразу же после регистрации — дополнительного обучения они не требуют.
Многие руководители предпочитают графическое отображение всех процессов, показывающее состояние дел в компании в режиме реального времени. Этот сервис особенно важен для логистических предприятий.
Основной же целью внедрения CRM системы является, как правило, желание объединить разрозненную информацию о клиентах компании в единую базу данных. При этом важно, чтобы данные можно было систематизировать и анализировать, а также быстро находить нужную информацию о клиентах и проектах.
Выбор хранения данных
На выбор CRM решения для управления бизнесом также оказывает влияние способ хранения данных и доступа к программе.
CRM система может быть установлена на корпоративный сервер в офисе компании или же храниться в зашифрованном виде на «облаке» (на web-серверах поставщика CRM-услуг в специализированных дата-центрах; так называемая SaaS технология).
Понимание того, какой доступ будет удобнее, поможет эффективно выбрать CRM решение для управления вашим бизнесом.
В первом случае программа надежнее защищена от взлома и может работать локально, без выхода в Интернет.
Во втором — вы будете иметь доступ к своему аккаунту из любой точки мира, где есть возможность подключиться к Интернету.
Если в вашей компании работает удаленный офис, и сотрудники находятся в разных городах, то оптимальным вариантом будет выбрать CRM решение на основе SaaS. Современные «облачные» CRM системы гарантируют защиту информации в соответствии с международными сертификатами безопасности данных.
Интеграция CRM решений
Не менее важно учитывать, с какими учетными системами и сервисами компании выбранная CRM система может быть интегрирована. Здесь речь идет об интеграции с web-сайтом компании, с программами 1С, SMS, факсом, IT-телефонией и другими применяемыми в работе компании сервисами.
Приступая к выбору CRM системы, составьте перечень необходимых для работы компании сервисов и убедитесь, что понравившаяся CRM программа способна с ними интегрироваться. Иначе в ней просто не будет смысла.
Например, если на ваш бизнес большое влияние оказывают телефонные звонки, то наличие интеграции CRM с системой записи телефонных переговоров, автоматическая фиксация звонков, их анализ и формирование на их основе базы данных при помощи CRM системы, позволит улучшить работу этого направления и добиться более высоких результатов.
Интеграция CRM системы с сайтом позволит автоматически переносить информацию о клиентах, их заказах или лидах в единую базу данных.
Возможность удаленной работы сегодня предусматривает большое количество CRM решений. Если вы имеете дело с системой хоум-офисов или планируете организовать удаленный офис, обратите на эту характеристику большое внимание.
Обратите внимание при выборе CRM, учитывает ли система особенности российской практики ведения бизнеса, а также возможно ли доработать программу с учетом потребностей предприятия.